АКРОБАТИКА
										АКРОБАТИКА  -  один  из  видов  циркового  и  эстрадного  искусства, демонстрирующий  мастерское  владение  телом  и  высокое  развитие мускулатуры. А.  делится  на  5  видов:  силовую,  прыжковую  на  земле, плечевую, икарийские игры и А. на лошадях. В силовой  акробатике  т.  н. верхний акробат  исполняет  на  руках  или  на  голове  своего  партнера (нижнего  акробата)  различные  стойки.  Акробатич.  прыжки  выполняются партерными  акробатами-прыгунами;  наиболее  распространены:  флик-фляк -резкий прыжок назад на руки, потом на ноги (рис. 1),  сальто-мортале  - резкий прыжок, при к-ром тело оборачивается в воздухе вокруг  своей  оси (рис. 2), и колесо - боковой прыжок, при к-ром акробат прыгает на правую руку, переходит на левую и становится опять на ноги. Упражнения плечевой А. предполагают наличие минимально 3 человек, из которых один  совершает прыжки сальто-мортале с плеч одного партнера на  плечи  другого.  В  ика римских играх нижние акробаты лежат  на  спец.  подушках,  подняв  вверх ноги, верхние акробаты совершают прыжки сальто-мортале с  подошв  одного партнера на подошвы другого  (рис.  3).  А.  родственны:  балансирование (баланс), хождение по канату, балансирование на шаре и пр., гимнастика - упражнения на трапеции и др. гимнастич. снарядах. Акробатич. иск-во было известно уже в древности - в  Египте,  Греции, Риме и Византии. Первые акробатич. упражнения состояли из эквилибристики на натянутом канате, неустойчивых пирамидах,  из  танцев  между  хрупких ваз, прыжков над мечом и т. д. В средние века это иск-во развивали  скоморохи,  бывшие  одновременно фокусниками, танцорами на канате. Начиная с 18 в. и в особенности  в  19 в. А. получила широкое распространение в цирках. Тогда же  появилась  А. на лошадях. В числе наиболее известных акробатов прошлого - рус. артисты И. и  А. Сосины, выполнявшие т. н.  двойное  сальто-мортале.  В  советском  цирке выдающегося акробатич. мастерства  достигли;  в  области  прыжков  -  М. Осташенко, Л. и Д. Маслюковы, И. Федосов и В. Довейко,  В.  Саженев,  Н. Иванова, Ю: Хазов; в области силовой А.-бр. Мареиковы. Подготовка цирковых акробатов проводится в школе циркового иск-ва. А. является также элементом хореографич. дисциплин, используется  в  танце. А. - одна из вспомогат. дисциплин в учебной подготовке актера. В 30-е гг. А. использовалась как постановочный  прием  в  спектаклях, напр. в пост. С. М. Эйзенштейна в т-ре Пролеткульта ("Мудрец"  по  пьесе "На всякого мудреца довольно простоты" А. Н. Островского, "Мексиканец"), В. Э.  Мейерхольда  ("Великодушный  рогоносец"  К  ром-мели  нка,  "Лес" Островского, "Мандат" Эрдмана и другие), в  спектаклях  ТРАМа  ("Дружная горка").