ВИЛАР
										ВИЛАР (Vilar), Жан (p. 25.III. 1912)-французский  актер,  режиссер  и театральный деятель. Родился в г. Сет на юге  Франции  в  семье  мелкого коммерсанта. В 1932 приехал в Париж, где занимался  в  драм.  школе  под рук. Ш.Дюллена, выступал в небольших ролях на сцене т-ра "Ателье", здесь же начал работать как режиссер. В 1937-40 В. был на  военной  службе.  В 1941 вступил в передвижную труппу "Ла Рулот". В 1943 вернулся в Париж  и пост. в "Карманном т-ре" "Грозу" Стриндберга. Спектакль привлек  к  себе внимание театрального Парижа. В 1943 В. создал "Т-р семи",  в  к-ром  за два сезона (1943-45) пост. "Дон Жуана"  Мольера,  "Путешествие  в  ночь" Кристиансена, "Пляску смерти" Стриндберга и "Убийство в соборе" Элиот (два последних спектакля удостоены Театр. пр.  1945).  В  1945-51  В. играл  и  ставил  спектакли  в  различных  т-рах  ("Ателье",  "Антуана", "Мариньи", "Гранд-Опера" и др.), снимался в кино. В 1947 В. осуществил в Авиньоне  пост.  "Убийство  в  соборе",  положившую  начало  Авиньонским фестивалям драматического искусства, бессменным руководителем  к-рых  он является. С 1951 В.- директор, режиссер и актер Национального  народного театра (TNP) (осн. в Париже в 1920). В. оказал большое влияние на послевоенное сценич.  иск-во  не  только Франции, но и др. стран. В своем  творчестве  он  стремится  осуществить идеи Народного т-ра, выдвинутые Р. Ролланом и  его  последователями.  В. считает,  что  Народный  т-р  должен  быть  т-ром  класснч.  репертуара, обращенным к демократич. зрителю. Для режиссуры В. характерно соединение ярких и условных форм старинного площадного т-ра с достижениями новейшей театр. культуры, высокий интеллектуализм. Пост. В. отличаются  ясностью, гар-монпч. формой, экономной и изысканной зрелищно-стью.  Сосредоточивая внимание на актере, В. добивается полного слияния исполнителя с образом. Спектакли TNP идут почти без декораций;  важными  компонентами  являются костюмы, освещение и музыка, определяющие эпоху  и  создающие  атмосферу спектакля.  Наиболее  значит,  режиссерские  работы  В.  на  Авиньонских фестивалях и в  TNP:  "Ричард  II"  Шекспира  (1947),  "Смерть  Дантона" Бюхнера (1948), "Сид" Корнеля (1949), "Мамаша, Кураж и ее  дети"  Брехта (1951), "Дон Жуан" Мольера (Мольеровская  премия  за  лучший  спектакль, 1954), "Макбет"; "Цинна" Корнеля, "Мария Тюдор", "Рюи Блаз" Гюго (1954), "Торжество любви" Мариво (1955), "Этот безумец Платонов" Чехова  (1956), "Федра"  Расина  (1957),  "Женитьба  Фигаро"  (1957);  "Делец"  Бальзака (1957), "Капризы Марианны" Мюссе (1958). Как в режиссуре, так  и  в  актерских  работах  В.  придает  классич. образам остро  современное  идейное  звучание,  не  впадая  при  этом  в нарочитую модернизацию. В созданных им образах, особенно в Дон Жуане (о. п. Мольера) -  лучшей  из  ролей,  В.  раскрывает  тему  бесстрашного  и горького познания противоречий буржуазного общества. Среди др. ролей В.: Ричард II,  Макбет;  Робеспьер  ("Смерть  Дантона"),  Август  ("Цинна"), Гермократ ("Торжество любви"),  Меркаде  ("Делец"),  Генрих  IV  (о.  п. Пиран-делло), Платонов и др.  Снимался  в  кино:  "Врата  ночи"  (1946), "Братья Букенкан" (1947), "Мутные воды" (1949), "Касабланка" (1950). Соч. в рус. пер.: О театральной традиции, М., 1956. Лит.: Т р и о л е Э., Жан Вилар, "Театр", 1956, ј 9; Балашова Н., По театрам -мира. Париж. Сезон 1954  55  года,  "Театр", 1955, ј 9. Н Б