ВЕРЦИНЬСКИЙ
										ВЕРЦИНЬСКИЙ (Wiercinski), Эдмунд (19.11. 1899- 13. IX. 1955)-польский актер, режиссер, театр. педагог. Школьные годы провел в России. В  1921, будучи студентом Варшавского ун-та, вступил в труппу "Редута", в составе к-рой в 1925 выехал в Вильно. Наиболее значит, режиссерской работой В. в 20-е гг. была пост. пьесы "Сон" Крушевской, возобновленная  им  в  "Т-ре Новом" в Познани (1927), куда он перешел вместе с  группой  молодежи.  В дальнейшем В. работал в т-рах Лодзи ("Гамлет", 1930), Львова ("Черное гетто" 0'Ни-ла, "Сон в летнюю ночь" Шекспира, оба в  1932),  ставил  спектакли  в  "Т-ре  Польском"  в Варшаве ("Маска?ад" Ивашкевича, 1938), "Т-ре Народовом" и др.  В  932-33 сотрудничал с известными театр. деятелями и режиссерами С. Ярачем  и  Л. Шиллером в т-ре "Ате-неум".В Варшаве в  1941  во  время  нем.  оккупации вместе  с  Шиллером  организовал  подпольный  театр.  совет  ("Рада театральна"), разрабатывавший программу возрождения польского т-ра после освобождения, преподавал в конспиративно  существовавшей  театр.  школе. После освобождения Польши в 1945-46 работал в  "Т-ре  Войска  Польского" (Лодзь), затем -в "Т-ре  Польском"  в  Варшаве  ("Фантазии"  Словацкого, 1948, и др.), в 1949- 1952- в Драм.  т-ре  во  Вроцлаве  ("Как  вам  это понравится", 1951; "Свадьба Кречинского", 1952). С 1952 - вновь в  "Т-ре Польском"  ("Горштынский"  Словацкого,  "Сид"   Корнеля-Выспянского, "Лорензаччо" Мюссе). Мечтая осуществить идею  "огромного  т-ра"  в  духе традиций С. Выспянского, В. стремился к острой театр. форме, но вместе с тем требовал от  актеров  углубленного  раскрытия  психологии  героя.  В собственной актерской практике  В.  был  представителем  психологической школы. Лучшие роли: ксендз Петр ("Дзяды" Мицкевича), Сен-Жюст  ("Дантон" Ролла-на) и др. Лит. .-"Teatr", Wars z., 1956, ј 1, с. 3-11; К га s  i  ns  k  i  E., Edmund Wiercinski, Warsz.. 1960. B. Рос.