ВЕРИЗМ
										ВЕРИЗМ (итал. verismo, от vero - истинный, правдивый) - направление в итальянской -литературе и музыкальном театре,  возникшее  в  19  в.  под влиянием  натурализма.  Крупнейшие  писатели-веристы  (Дж.  Верга,  Л. Капуана, Д. Чамполи) переделывали свои повести и  рассказы  в  драмы,  а композиторы (П. Масканъи, Р. Леонкавалло, Д. Пуччини) черпали сюжеты  из веристской  лит-ры.  В.  отражал  соци-ально-политич.   обстановку, сложившуюся  в  Италии  после  завершения  воссоединения  страны  и характеризовавшуюся  борьбой  за   бурж.   реформы   экономич.   и социально-политич. жизни. В итал. лит-ре и иск-ве В.  явился  выражением протеста разоряемых мелких собственников деревни и города против крупных капи-талистич. хищников и устанавливаемых ими в Италии  новых  порядков. Веристы показывали в своих произведениях тяжелую жизнь народа и особенно крестьянства в условиях  наступления  капитализма,  разоблачали  иллюзию благополучного разрешения всех социальных проблем в объединенной Италии. Однако, показывая острые противоречия  действительности,  ве-ристы  были бессильны вскрыть социальные причины этих явлений, не  понимали  законов классовой борьбы. В 1880 писатели Дж. Верга и  Л.  Капуана  опубликовали лит. манифест веристов.  Осн.  положения  этого  манифеста  сводились  к провозглашению первостепенного значения фактов, к-рые писатель не  имеет права  комментировать,  выражая  собственные  мысли  и  чувства.  Такой объективизм сближал В. с натурализмом  Э.  Золя.  Как  и  Золя,  веристы стояли на позициях  социального  дарвинизма  и  считали  движущей  силой обществ. жизни биологич. борьбу за существование. Перенесение  биологич. закономерностей в обществ,  жизнь  приводило  веристов  к  пессимизму  и фатализму, заставляло их нередко искать выхода из нищеты и  страданий  в религии. Характерной особенностью В. был ре-гионализм, т. е. внимание  к жизни  деревень,  маленьких  городов  и  местечек  в  противоположность ориентации  натуралистов  других  стран  на  изображение  жизни  больших городов,  столиц  и  крупных  индустриальных  центров   (увлечение регионализмом в Италии происходило вследствие длительной раздробленности страны).  Положительное  значение  творчества  веристов  -  в  правдивом изображении жизни  простых  людей,  нищеты,  порожденной  бурж.  строем. Отрицательная сторона  -  локальная  ограниченность  тематики,  мешавшая созданию лит. произв. общенационального значения. Только  Верге  удалось поставить в своих произв. проблемы, волновавшие трудящихся всей Италии. Несмотря на теоретич. провозглашение веристами  объективизма,  им  не удавалось  бесстрастно  излагать  в  своих  произв.  житейские  факты  и явления. Стиль В. в лит-ре, т-ре и музыке (гл. обр.  в  муз.  т-ре)  был подчеркнуто эмоциональным, нередко  сентиментальным,  мелодраматическим. Эмоциональная выразительность, острый  драматизм,  яркая  театральность, сочетавшиеся с волнующей жизненностью сюжетов и правдивым отображением в музыке духовной жизни обыкновенных людей, были основой  широкого  успеха итал. верист-ской  оперы,  первым  совершенным  образцом  к-рой  явилась одноактная опера "Сельская честь" Масканьи (1890), написанная  на  сюжет одноименной  новеллы  Дж.  Верги  (1880).  Вслед  за  Масканьи  этому направлению последовали Леонкавалло (опера "Паяцы", 1892) и  Д.  Пуччини ("Манон Леско", 1893, "Богема" 1896, "Тоска", 1900, "Чио-Чио-сан", 1904. и Др.), их оперы часто строились на  сюжетах,  заимствованных  у  франц. писателей-реалистов 19 в.,  и  выражали  характерные  особенности  стиля веристской  оперы:  преувеличенность  драматич.  экспрессии,  обилие иллюстративных муз. кусков, пристрастие к мелодизирован-ному речитативу. В 20 в. В. как направление в опере потерял свое  значение.  Менее  яркое отражение В. получил  в  итал.  драм.  т-ре.Он  проявился  в  творчестве актеров диалекталыюго т-ра- А. Новелли, Дж. Гоцци, Дж.  Грассо,  и  лит. т-ра - Э. Новелли Э. Цаккони. В  творчестве  Цаккони  В.  приблизился  к физиологич. натурализму школы Золя и сложился в систему, носившую подчас ярко выраженный психопатологич. отпечаток. Лит.: С а р u an a L., Gli "ismi" contemporanei, Catania, 1898;  V  o Dle г K., Italienische Literatur der Gregenwart von  der  Romantik  zura Futurismus,  Hdib.,  1914;Cremieux  B.,  Panorama  de  la  litterature italienne centem poraine, Р., 1928; Huberti Gr., Storia del teatro contemporaneo, Bologna,1931; Russo L., Giovanni Verga, 4 ed., Bari, 1947; B a s t i a-n e  l  l  i G., MusicTsti di oggi e di ieri, Mil., 1914. Д. Мок.