ВЕНСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ ОПЕРА
										ВЕНСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ ОПЕРА (Wiener  Staatsoper)  (до  1918-Венская придворная опера)-крупнейший музыкальный театр Австрии. Зарождение  т-ра относится к сер. 17 в., когда при  дворе  австр.  императора  состоялись первые оперные представления итал. труппы. Со 2-й пол. 17 в.  придворные оперные спектакли, исполнявшиеся австр. Королевской капеллой, становятся регулярными:  ежегодно  ставилось  по  10-12  новых  опер,  гл.  обр. композиторов венецианской и неаполитанской школ.  Постановки  отличались большой помпезностью и роскошью (до 1700 пост. ок.  400  опер).  В  1697 было начато строительство спец.  здания  для  т-ра  (уничтоженное  затем пожаром). Спектакли проходили сначала в венском "Бургтеатре", а затем  в специально построенном для  оперных  спектаклей  "Кернтнертортеатре".  В нач. 18 в. в австр. обществе начинается движение против расточительности пышных постановок,  против  засилия  итал.  опер,  за  утверждение  нац. оперного стиля. Развивается деятельность австр. композиторов  И.  Фукса, И. Зеленки и др. Расцвет деятельности т-ра, наступивший во 2-й  пол.  18 в., связан с оперной реформой Глюка и пост. опер Моцарта. С нач.  19  в. т-р  ставит  лучшие  оперы  нем.,  австр.  и  итал.,  позднее  франц. композиторов. 25 мая 1869 в центре  Вены  на  "Ринге"  было  открыто  новое  здание Придворной оперы, построенное по проекту архитекторов Э. ван дер Нюлля и А. Зиккард фон Зиккардсбурга и считавшееся долгое время одним из  лучших театр. зданий в  мире.  Однако,  несмотря  на  наличие  ряда  выдающихся исполнителей, высокий уровень хора и оркестра, т-р в сер. 19 в. приходит в упадок. Нек-рое оживление наступает с 1880,  когда  директором  и  гл. дирижером становится  Г.  Рихтер.  В  1897-1907  т-р  переживает  период расцвета. В эти годы т-р возглавлял Г. Малер. При  нем  был  осуществлен ряд выдающихся постановок опер Моцарта, Вагнера, Вебера, Бетховена и др. нем. классиков, а также (впервые  в  Вене)  опер  Чайковского  ("Евгений Онегин", "Пиковая дама", "Иоланта"), опер К. Дебюсси, Р. Штрауса  и  др. композиторов. Вместе с Малером  в  т-ре  работали  дирижер  Б.  Вальтер, художник  А.  Роллер  и  крупнейшие  европ.  певцы.  Резко  повысился исполнительский уровень оркестра и хора.  Однако  вследствие  придворных интриг Малер в 1907 вынужден был покинуть т-р. В последующие годы деятельность  т-ра  находилась  в  зависимости  от политики австр.  монархии,  вкусов  придворно-аристократич.  кругов.  Из репертуара  изгоняются  оперы  рус.  и  франц.  композиторов,  их  место занимают  посредственные  сочинения  совр.  австр.  авторов.  После образования Австрийской  республики  (1918)  т-р  получает  наименование Государственного. В 20-30-е гг. в т-ре выступают дирижеры К.  Краус,  И. Ерипс, Р. Штраус, Б. Вальтер, Э. Сенкар, В. Фуртвенглер, В. де Сабата, а также  мн.  выдающиеся  вокалисты  Европы.  Ставятся  оперы  "Идоменей" Моцарта, "Дон Карлос" и "Макбет" Верди, оперы совр.  композиторов  -  Р. Штрауса, М. Равеля, М. де Фальи. Вместе с тем в эти годы т-р  становится центром  модернистских  направлений  в  опере,  здесь  ставятся  и малозначительные формалистич. сочинения. Значит. перелом в развитии т-ра наступает в 1936, когда гл. дирижером становится Б. Вальтер. Среди пост. этого периода-"Кармен" Визе, "Далибор" Сметаны, соч. совр. композиторов. В 1938 (после гитлеровской  оккупации  Австрии)  руководство  т-ра  было сменено.  В  течение  последующих  лет  В.  г.  о.  занимала  положение второстепенного провинциального т-ра. В связи с эмиграцией и репрессиями в отношении ряда артистов исполнительский уровень значительно  снизился. 6 марта 1945 здание т-ра было разрушено американской  бомбой.  Сразу  же после освобождения Австрии (1945)  труппа  В.  г.  о.  возобновила  свою работу. Были осуществлены пост., к-рыми руководили крупнейшие дирижеры - И. Крипс, О.  Клемперер,  К.  Краус  и  др.  Ставились  оперы  Моцарта." Бетховена,  Россини,  Р.  Штрауса.  В  течение  десяти  лет,  пока восстанавливалось здание, т-р давал спектакли в помещениях т-ров "АН дер Вин", "Фольксопер", а также (с 1947) регулярно гастролировал за  рубежом (Франция, Англия, Бельгия, Италия и др. страны). В ноябре 1955 премьерами опер "Дон Жуан" Моцарта,  "Кавалер  роз"  Р. Штрауса и "Воццек" А. Берга было  торжественно  открыто  восстановленное здание В. г. о.  Среди  крупнейших  спектаклей  конца  50-х  гг.:  "Юлий Цезарь"  Генделя,  "Так  поступают  все",  "Женитьба  Фигаро"  Моцарта, "Кавалер  роз",  "Саломея",  "Ариадна  на  Наксосе"  Р.  Штрауса, "Бал-маскарад" Верди, "Золото Рейна" Вагнера, "Ревизор" Эгка,  "Художник Матисс" Хиндемита, "Проданная невеста" Сметаны, "Золушка" Россини и  др. В В. г. о. работали мн. лучшие вокалисты Австрии и др. стран:  А.  и  X. Конечны, Л. Велич, М. Чеботари, И. Зефрид, С. Юри-нац, Э. Шварцкопф,  М. Роос, Р. Андей, М. Лоренц,  Г.  Трептов,  К.  Фридрих,  А.  Дермота,  Ю. Патцак, В. Людвиг, П. Клейн, Г. Хоттер, П. Шефлер, Э. Кунц, А. Ергер, Л. Вебер, X. Альсен, А. Поель и др. Гл.  дирижер  В.  г.  о.  (1959)  -  Г. Карали, ведущий реж.-Г. Реннерт. Здесь часто выступают дирижеры Г. Селл, И. Кейльберт, Д. Митропулос и др. Лит.: W a 11 a s с h e k  R.,  Geschichte  der  Wiener  Hofoper,  W., 1907-1909; Specht R., Das Wiener Operntheater von Dingelstedt bis Schalk und Strauss, W., 1919. Л. М.