ВЕНЕЦИЯ
										ВЕНЕЦИЯ (Venezia) - город в Италии (342,9 тыс. жит. на 1959). В 17-18 вв. В. была центром театр.  жизни  страны  и  одним  из  театр.  центров Европы. Т-ры в В. возникли позднее, чем в Париже, Лондоне и Мадриде, так как  в  эпоху  Возрождения  правительство  Венецианской  республики противодействовало стабилизации в городе  театр.  трупп,  мотивируя  это "распущенностью актеров". Приезжавшие в  В.  в  первой  половине  16  в. артисты  и  труппы  давали  представления  комедий  Плавта,  Теренция  и народных фарсов в монастыре Крочифери и во дворцах  венецианской  знати. Первые театр. здания появились в В.во второй половине 16 в.  (среди  них т-р, выстроенный в 1565 арх. Палладио для труппы Аччеэи) (в наст.  время ни одно из этих зданий  не  сохранилось).  В  последующие  два  столетия количество т-ров в В. (насчитывающей в то время около 140 тыс.  жителей) превысило колич. т-ров в Париже (где было всего 3 постоянных т-ра). В 17 в. в В. было построено 18  т-ров  (одноврем.  работало  6-9).  В  18  в. количество т-ров сократилось  до  14  (одноврем.  работало  7  т-ров:  4 оперных и 3 драматических). Все т-рыВ. носили имена святых. Старейший из них-венецианский  т-р  "Сан-Кассиано"  (открылся  в  1637  пост.  первой венецианской оперы "Андромеда", либр. Феррари, муз. Манелли) и назывался "Новым", в отличие от старого "Сан-Кассиано",выстроенного еще в 16 в.  в так наз."дворе  Микиела".  "Новый  Сан-Кассиано"  был  первым  в  Европе ярусным т-ром. Его тпуппа прославилась пост. опер Монтеверди.  Вслед  за "Сан-Кассиано"  открылись  т-ры  "Санти-Джованни  э  Паоло"  (1639), "Сан-Мойзе" (1639, впоследствии назван  "Минерва"),  "Новейший"  (1641), "Санти-Апостоли"  (1649),  "Сант-Аполли-наре"  (1651),  "Сан-Самуэле" (1655), "Сан-Сальваторе" (1661, в 18 в. назв. "Сан-Лука", с  19  в.-"Т-р Гольдони"), "Ай Салони"  (1670),  "Сант-Анджело"  (1677),  "Сан-Джованни Гризостомо" (1678, впоследствии был  перестроен  и  переименован  в  т-р "Малибран"), "Канал Реджо" и "Алле Дзатторе" (1679),  "Алитери"  (1690), "Санта-Марина" (1698),  "Сан-Фантино"  (1699),  "Приватод  и  Сан-Мойзе" (1700).  Последними  в  ряду  прославленных  т-ров  В.  были  т-р "Сан-Бенедетто" (Т-р Россини), открытый в 1755, и т-р"Фениче" (открыт  в 1792). Т-ры В. принадлежали знатным  аристократическим  семьям  (Джустиниан, Микьель, Веньер, Кандульмер, Вендрамин, Гримани), к-рые сдавали  их  для эксплуатации театр. импрессарио, оставляя за собой право общего  надзора и получения дохода от лож  (самых  дорогих  и  почетных  мест  в  т-ре). Первоначально все т-ры В. были оперными и лишь впоследствии  нек-рые  из них  стали  драматическими.  Об   увлечении   венецианцев   оперой свидетельствует пост. в В. (только в 17  в.)  356  опер,  сочиненных  72 композиторами (в их числе: К. Монтеверди, П. Кавалди, М. Чести  и  др.). Ведущим оперным т-ром В. был  "Сан-Джованни  Гризостомо".  Т-р  этот  по своим размерам (162 ложи), красоте  архитектуры,  богатству  постановок, славе певцов в течение 60 лет (в конце  17  в.  и  первой  пол.  18  в.) считался первым т-ром Европы. С  1747,  когда  в  В.  был  выстроен  т-р "Сан-Бенедетто", опера перешла туда,  а  т-р  "Сан-Джованни  Гризостомо" стал драм. т-ром. В конце 18 в. возникает  крупный  оперный  т-р  В.-т-р "Фениче". В 19 в. оперы ставятся также в "Сан-Мойзе" и время от  времени в т-ре "Сан-Лука".  В  этих  т-рах  были  впервые  пост.  оперы  Россини ("Танкред",  "Семирамида"),  Беллини  ("Капулетти  и  Монтекки"),  Верди ("Эрнани", "Риголетто", "Травиата") и др. композиторов. В 19 в.  оперные т-ры В. начинают уступать свое первенство оперным  т-рамдр.  итальянских городов (Неаполь, Болонья, Милан). Драм. т-ры В. развивались вначале как т-ры комедии дель арте.  Самыми прославленными из них были в нач. 18 в. "Сан-Лука" и "Сан-Самуэле", а  с сер.века также т-р "Сант-Анджело".  Все  эти  т-ры  были  связаны  с  К. Гольдони и его реформой; в т-рах  играли  труппы  Имера  ("Сан-Самуэле", 1734-43), Ме" дебака ("Сант-Анджело", 1748-53), Вендрамина  ("Сан-Лука", 1753-62). В т-рах "Сан-Самуэле" и "Сант-Анджело"  после  ухода  Гольдони работал  его  соперник-драматург  П.  Кьяри.  Начиная  с  1761  в  т-ре "Сан-Самуэле" с труппой  под  руководством  А.  Сакки  работал  К.Гоцци, написавший для этой труппы все свои десять "фьяб" (сказки для т-ра) и на время вновь возродивший в В. комедию дель арте. Начиная с 19 в., вместе с падением политич., экономич. и  культурного значения В., театральная жизнь замирает, перемещаясь в др. города Италии (Рим, Неаполь, Милан). Большинство т-ров  В.  закрываются  (в  их  числе "Сан-Кассиано", "Сан-Самуэле", "Сан-Мойзе"). В 20 в. в В.  работают  оперные  т-ры  "Фениче",  "Малибран"  и  "Т-р Россини".  Драм.  труппы  под  рук.  крупнейших  актеров  венецианского диалектального т-ра К. Микелуцци и  Ч.  Базед-жо  не  имеют  постоянного помещения и играют в разл. городских театр. зданиях.  Кроме  них,  в  В. имеются два полупрофессиональных т-ра - университетский т-р "Ка Фоскари" (рук. Д. Поли) и Народный т-р (рук. А. Момо). В  1957  венецианский  муниципалитет  принял   решение   купить принадлежавшее частным владельцам и эксплуатировавшееся как кинематограф здание т-ра "Сан-Лука" и, капитально переоборудовав его, основать  здесь драм. т-р. Помимо т-ров, в В. имеется мемориальный музей "Дом Гольдони" (осн.  в 1953). В этом же здании помещается Ин-т изучения т-ра. Каждые два года в В.  проводятся  международные  фестивали  гольдониевских  спектаклей  и одновременно открываются  двухгодичные  гольдониевские  выставки.  Самый крупный (семимесячный) гольдониевский фестиваль был организован в  1957, к 250-летию со дня рождения великого венецианского  драматурга.  К  этим торжествам была приурочена работа Второго  международного  конгресса  по истории т-ра и открытие выставки Гольдони в 15 залах палаццо Грасси. Лит.: История  западноевропейского  театра,  под  общей  ред.  С.  С. Мокульского, т. 2, М., 1957 (Итальянский театр); Мокульский С., В спорах о Гольдони, "Театр", М., 1957, ј 12.