ВЕНГЕРСКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ  ТЕАТР
										ВЕНГЕРСКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ  ТЕАТР  (Nem-zefci  Szinhaz)  в  Будапеште  - старейший драматический театр Венгрии. Открыт 22  авг.  1837  под  назв. "Мадьяр синхаз" пьесой "Пробуждение Арпада" Верешмарти. В  1840  получил наименование Нац. т-ра" До 1884 в т-ре  одновременно  давались  драм.  и оперные спектакли (см. также Венгерский государственный оперный театр  в Будапеште). Первым директором и художеств. руководителем т-ра был критик и поэт И. Байза.  В  труппе  т-ра  объединились  лучшие  актеры  страны, выступавшие ранее в  провинциальных  бродячих  труппах:  Р.  Дерине,  К. Медьери,  Ж.  Сент-петери,  Р.  Лаборфальви  и  др.,  развивавшие  своим творчеством демократич. традиции венг. сценич. иск-ва - его народность и прогрессивную идейность. Накануне революдии 1848 в  т-ре  сформировались два осн. направления в актерском иск-ве:  романтическое,  представителем к-рого был М. Лендваи-отец, и реалистическое, ярким  выразителем  к-рого являлся Г. Эгреш-гии - актер-гражданин, друг и  соратник  Ш.  Петефи.  В первые же дни революции деятели т-ра горячо откликнулись  на  освободит, движение венг. народа. 15 марта 1848 по  требованию  восставших  жителей Пешта  очередная  пост.  мелодрамы  была  заменена  патриотич.  драмой "Банк-бан" И. Катоны. Мн. актеры т-ра принимали непосредственное участие в освободит. борьбе. После 1848 Нац.  т-р  переживал  упадок,  испытывал тяжелые материальные затру д нения. Творч. подъем т-ра  начался  в  60-е гг. 19 в. Многие актеры  получили  в  это  время  театр.  образование  в Париже.  Реалистич.  тенденции  в  нац.  иск-ве  утверждали  актеры  К. Сердахейи, К. Приелле, директор и худ. рук. т-ра драматург Э. Сиглигети, обогативший репертуар т-ра своими пьесами. Преемник Сиг-лигети Э. Паулаи - один из наиболее видных венг. режиссеров, осуществил цикл  пост.  нац. клас-сич. драматургии: "Чонгор и Тюнде" Верешмарти" "Трагедия человека" Мадача, пьес Софокла, Шекспира, Мольера,  Ибсена. Под руководством Паулаи раскрылось дарование венг.  трагедийной  актрисы М.  Ясаи.  После  смерти  Паулаи  Нац.  т-р  оказался  в  руках дельцов-предпринимателей и утерял ведущую роль в  театр.  жизни  страны. После 1-й мировой войны деятельность реж. и директора  т-ра  Ш.  Хевеши, творчество актеров И. Маркуш, Г. Байор и др. способствовали  возрождению нац. театр. традиций. Новый расцвет Нац. т-ра начался после освобождения Венгрии (1945); к руководству пришли актер и  реж.  Т.  Майор,  реж.  Э. Геллерт, сплотившие одаренный коллектив  актеров.  Нац.  т-р  осуществил пост. мировой и нац. драматургии. Среди наиболее значит, спектаклей 50-х гг.: "Бапк-бан"; "Доходное  место",  "Женитьба  Фигаро"  (оба  в  1950), "Отелло" (1954), "Ричард III" (1955); "Кровавая свадьба" Гарсиа Лорки (1957), "Перевыборы" Э. Надя  (1957), "Дымное небо" И. Дарваша (1959). В труппе т-ра  (1960):  Э.  Шомоди,  М. Ольти, М. Лукач, Ф. Бешшеньеи, Л. Башти, 3. Варконьи и др. , , А.Гер.