ВЕЙГЕЛЬ
										ВЕЙГЕЛЬ  (Weigel),  Елена  (р.  12.  V.  1900)  -  немецкая  актриса. Обучалась актерскому мастерству у актера Р. Шильдкраута. В 1919 вступила в труппу Драм. т-ра во Франкфурте-на-Майне; играла роли Марии  ("Войцек" Бюхнера) и Пиперкарки ("Крысы" Гаупт-мана). С 1923 работала в Гос.  т-ре (Берлин) под рук. реж. Л. Йеснера. Через 2 года В.  перешла  в  Немецкий т-р М. Рейнхардта, а затем в т-ры "Юнгенбюне" и "Фольксбюне" в  Берлине. В Немецком т-ре (во время  работы  над  спектаклем  "Барабаны  в  ночи") произошла  знаменательная  встреча  В.  с  Б.  Брехтом,  определившая дальнейшую творческую судьбу актрисы. В Берлине В. впервые сыграла  роли в пьесах Брехта "Барабаны в ночи", "Высшая мера", "В джунглях  городов", "Человек есть человек". В 1930 В. создала образ Пелагеи Власовой ("Мать" Брехта, по мотивам повести Горького),  впервые  пытаясь  осуществить  на практике  принципы  "эпического  театра"  Брехта.  Выступала  с  чтением революц. стихов в рабочих клубах. В 1933 В. вместе со своим мужем Б. Брехтом эмигрировала из фашистской Германии сначала в Данию  и  Финляндию,  затем  в  США.  В  этот  период выступала в ряде гастрольных спектаклей; играла  роль  Тересы  Каррар  в пьесе Брехта "Винтовки Тересы Каррар" 1937), прозвучавшей как  призыв  к солидарности  с  исп.  революционерами.  В  1938  участвовала  в  пост. антифашистской пьесы Брехта "Страх и  отчаяние  в  Третьей  империи",  в к-рой играла роль Еврейской женщины. По возвращении в ГДР (в 1948)  В.  и  Брехт  основали  т-р  "Берлине? ансамбль", к-рый В. возглавляет до наст. времени. Здесь В. создала  свой лучший образ-мамаши Кураж ("Мамаша Кураж и  ее  дети"  Брехта).  В  этой работе  наиболее  полно  проявились  характерные  черты  творчества  В.: громадный внутренний темперамент, сдержанность игры, глубокое  раскрытие идейной сущности образа, острая  характерность.  Среди  лучших  ролей  в "Берлине? ансамбль"-Пе-лагея Власова, Тереса Каррар, Еврейская женщина; Женагубернатора("Кавказский меловой круг" Брехта). В своей творческой деятельности В. стремится претворять принципы  театр.  эстетики  Брехта. В.-одна из основателей и  член  Немецкой  академии  искусств.  Профессор (1960). Нац. премии (1949, 1953, 1960). Лит.:  Pintzka-Birnbaum  U.,  Die  Volksschauspielerin  HeleneWeigel, "Theater der Zeit", 1956, ј 8, Beilage zu Heft 8; Aufsatze [u.  a.]  von Bertolt Brecht und Anna Seghers, в кн.:  Theaterarbeit.  6  Auffuhrungen des Berliner Ensembles, Dresd., 1952; Die Schauspielerin Helene  Weigel. Ein Fotobuch. Texte von Bertolt Brecht, B., 1959. Э. Г.