ВЕГА КАРПЬО
										ВЕГА КАРПЬО (Vega Carpio), Лопе Феликс де (25. XI.  1562,  Мадрид,  - 27. VIII. 1635, там же) - испанский драматург. Основоположник исп.  нац. драматургии. Родился в семье ремесленника-вышивальщика. Обучался в ун-те в  Алькала-де-Эна-рес.  В  1574-75  написал  первую  пьесу  -  "Истинный любовник".  В  1588  за  эпиграммы,  высмеивающие  директора  т-ра  X. Веласкеса, был изгнан из Мадрида и вступил добровольцем  в  "Непобедимую Армаду" - исп. военный флот, выступивший против Англии.  После  разгрома "Непобедимой Армады" (1588) жил в  Валенсии  и  Толедо,  занимаясь  лит. деятельностью. В 1595 вернулся в Мадрид.  Уже  будучи  широко  известным писателем, служил в  качестве  секретаря  и  письмоводителя  у  герцогов Альба, де Ceca и др. титулованных лиц.  В  1609  вступил  в  религиозное братство,  в  1614  стал  священником,  а  с  1624  возглавлял  братство служителей инквизиции.Тем не менее осн. направление творчества  писателя оставалось светским и гуманистическим. В 1625  совет  Кастилии  запретил печатать и ставить пьесы В. К. Этот запрет был отменен лишь  за  год  до смерти писателя. В. К. писал преим. для народного публичного  т-ра.  Его пьесы встречали восторженное поклонение зрителей. Человек разносторонней и яркой одаренности, В. К. выступал в  различных  жанрах:  писал  поэмы, романсы, новеллы, но гл. сферу его деятельности составляла  драматургия. В. К.  написал  до  2  200  пьес  светского  и  религиозного  содержания (сохранилось  426  его  комедий  и  48  одноактных  пьес,  т.  н.  аутос сакраменталес, связанных с торжеством причастия). В драматургии  В.  К., как и в драматургии Шекспира и его плеяды в Англии, Корнеля и Расина  во Франции,  отразилось  столкновение  уходящего  феодально-патриархального мира с абсолютистским государством  и  индивидуализмом  и  своекорыстием нарождающегося бурж. мира. В. К. был основоположником исп.  нац.  драмы. Он  не  только  создал  множество  ярких  и  совершенных  пьес,  но  и теоретически обосновал свои творческие принципы в поэме "Новое искусство писать  комедии  в  наше  время"  (1609).  Отбрасывая  канонич.  правила классицизма, он утвердил глубоко новаторскую драматургию, основанную  на требовании "правдоподобия" и адресованную народному зрителю. В. К. видел в драме  зеркало  жизни  и  полагал,  чтодраматич.  произведение  должно включать и трагич. и комич. моменты.  Особое  значение  В.  К.  придавал искусно построенной интриге, к-рая должна держать зрителя  в  напряжении до конца спектакля. Рисуя широко и многообразно события переломной эпохи, В. К.  создавал свои пьесы, опираясь на исп. историч. хроники, нар.  романсы,  сочинения античных историков и произв. итал. новеллистов. Весь этот  разнообразный материал он подчинял стоящим перед ним большим задачам. По широте охвата социальных явлений, психологич. глубине и поэтической  силе  драматургия В.  К.  занимает  одно  из  первых  мест  в  истории  мировой  драмы.  В мировоззрении и творчестве В.  К.  отразились  своеобразные  черты  исп. Возрождения. он не порывал до конца с  религией  и  стремился  примирить свободное развитие личности с патриархальными принципами. Убежденный сторонник абсолютизма, В. К. в своих пьесах рисует  борьбу королевской Испании против мавров и феодальной раздробленности. Он видит в королевской власти единственную силу,  способную  создать  независимую централизованную Испанию. При этом В. К. считал, что королевская  власть стоит над классами и является носительницей "абсолютной справедливости". Особое  место  среди  драм  В.  К.  занимают  драмы  народной  героики, изображающие отношения  трех  социальных  сил  старой  Испании:  народа, феодалов и королевской  власти.  Наиболее  значительные  из  этих  пьес: "Перибаньес  и  командор  Оканьи"  (соч.  1609-12),  "Овечий  источник" ("Фуэнте овехуна", соч. в 1612-13, изд. 1619), "Лучший  алькальд-король" (изд. 1635). Показывая столкновение феодала и крестьянина, В. К. целиком стоит на стороне крестьянина,  защищающего  свою  честь,  достоинство  и независимость  от  феодальных  интриг  и  притеснений.  Но  в  пьесах "Перибаньес и командор Оканьи" и "Лучший алькальд - король"  королевская власть  представлена  выразительницей   справедливости,   защищающей крестьянина  от  притеснений  феодала.  С  большим  реализмом  эта  тема трактована в величайшей из драм В. К.- "Овечий  источник",  изображающей героич. народ, поднявшийся на защиту своей чести и достоинства.  В  этой драме представители королевской власти отдают приказ безжалостно  пытать крестьян и, только убедившись в невозможности сломить их волю, отпускают жителей непокорной деревни на  свободу.  Мощный  социальный  пафос  этих пьес, овеянные поэзией образы представителей народа делают драмы  В.  К. одной из вершин мировой драматургии. К числу историч. пьес В. К. относятся его т. н. "драмы  о  королях  и правителях-тиранах".    Наиболее    значительная    из    них    - "ЗвездаСевильи"(изд.1623)- изображает  столкновение  деспота,  тирана  и развратника  короля  с  жителями  города  Севильи,  людьми,  полными героических стремлений, чести и достоинства. Осуждая тиранию королевской власти, В. К. не идеализирует здесь  и  старую  патриархальную  Испанию, показывая деспотизм,  царящий  в  семейной  жизни  исп.  дворянства.  На сопоставлении патриархальной деревенской жизни и жизни города  построены пьесы "Умный в своем дому" (соч.  1606-09,  изд.  1615),  "Крестьянин  в своем углу" (соч. 1614-15,  изд.  1617).  В.  К.  осуждает  ханжество  и лицемерие "цивилизованного" общества и  противопоставляет  ему  народную жизнь, привлекающую его своей простотой и естественностью. Вместе с  тем В. К. изображает распад и разложение патриархальной жизни  под  натиском развивающейся цивилизации. Пьесы В. К., посвященные совр. ему  жизни,  включают  "драмы  чести", изображающие семейную жизнь исп. дворянства. Самая значительная  из  них "Победа чести" (изд. в 1635). Передовой человек своего  времени,  В.  К. считал, что брак должен  быть  основан  на  взаимном  согласии  и  любви мужчины и женщины, но после того, как семья сложилась, она  незыблема.Он стоит на страже патриархальной  семьи,  рассматривает  ее  как  оплот  в борьбе с безнравственностью. В. К. писал  драмы  из  истории  Др.  Рима, Франции,  Италии.  Пьеса  "Великий  князь  Московский"  (изд.  в  1617) посвящена России. Тема ее - история Лжедимитрия и польской интервенции в России. Изображая Др. Рим, Русь 16 в. или Испанию архаич. времен, В.  К. рисовал расстановку социальных сил, сходную с  Испанией  его  эпохи,  не стремился к передаче особенностей жизни, нравов и деталей  быта  народов того времени, к-рое он изображал в своих пьесах. В то  же  время  В.  К. раскрывал главные конфликты сословного общества, показывая  столкновение между  угнетателями  и  угнетенными.  Его  пьесы,  не  являясь  подлинно историческими, представляют собой грандиозные социальные драмы. Большое место в творческом  наследии  В.  К.  занимают  его  комедии. Принято подразделять их на пасторальные, "плутовские",  комедии  героич. содержания, "придворные комедии", "комедии плаща и  шпаги",  построенные на любовных перипетиях, героями к-рых являются дворяне. В комедиях В. К. отчетливо проявилась его связь с освободительным движением  Возрождения. В центре  комедий  В.  К.  образ  молодого  человека,  приобщившегося  к передовым  идеям  Возрождения,  активно  борющегося  за  свое  счастье. Наиболее популярные комедии "Учитель танцев" (1594), "Мадридская  сталь" (изд. 1618), "Хитроумная влюбленная" (соч. 1604-  1618),  "Валенсианская вдова" (изд. 1621), "Девушка с кувшином" (соч.  1625-32,  изд.  1646)  и "Дура для других, умная для себя" (изд. 1635) и др.  проникнуты  пафосом борьбы  за  человеческое  счастье  и  верой  в  победу  молодых  людей, приобщившихся к передовым идеям и образованию. Героини их -  чаще  всего женщины, совершающие "подвиг любви", ведущие борьбу за свое счастье,  за возможность соединиться с  любимым  человеком,  преодолев  сопротивление отцов и опекунов. Во  всех  этих  комедиях  борьба  героинь  приобретает крайне  напряженный  характер.  Им  приходится  преодолевать  не  только внешние препятствия, но и собственные сословные предрассудки. Так,  одна из лучших комедий В. К.  "Собака  на  сене"  (соч.  1625-32)  показывает борьбу в душе героини между сословными предрассудками и любовью. Комедии В. К. строятся на головокружительной интриге, в к-рой  активное  участие принимают  не  только  влюбленные  герои  -  дворяне,  но  и  их  слуги, помогающие своим господам и часто высказывающие  по  их  адресу  иронич. замечания. Среди этих слуг  наиболее  интересен  тип  шута  грасъосо.  В комедиях В. К. отразился оптими-стич. пафос исп. Возрождения-вера в мощь человеческой воли, в  способность  человека  бороться  с  трудностями  и одерживать над ними верх, вера в гуманизм. В. К. выступал  и  как  автор религиозных драм, но они занимают второстепенное место в его творчестве. Среди этих пьес - пьесы аллегория, характера  ("Жатва",  "Путешествие души" и т. д.), основанные на эпизодах из  Библии,  "священные  комедии" ("комедии  сак-ра")  и  драматизированные  жития  святых  ("комедии  де сантос"). Но даже в аллегорических произв.  В.  К.  появляются  светские мотивы и гуманистические идеи. В числе  "комедий  де  сантос"  лучшая  - "Истинная ложь" о жизни святого Генезия, покровителя актеров,  язычника, обратившегося в христианство. Драматургия  В.  К.  имеет  определенную  структуру  и  устойчивые художеств. принципы. Его комедии делятся на 3 акта (хорнады).  Пьесы  В. К.-стихотворные (белый стих, народный романсовый стих, сонетная  форма). Являясь величайшим  мастером  дра-матургич.  интриги,  В.  К.  уступает, однако, своему гениальному современнику - Шекспиру - в умении  создавать сложные психологич. характеры. Вместе с тем В. К. сделал шаг  вперед  по сравнению с драматургией Возрождения и в т. ч. с драматургией Шекспира в разработке народной темы. Народ, составлявший лишь  фон  пьес  Шекспира, становится  в  ряде  пьес  В.  К.  центральным  героем  и  трактуется  в патетическом духе. В. К.  заложил  основы  исп.  нац.  драматургии.  Его непосредственными преемниками были Тирсо  де  Молина,  Кальдерон,  Рохас Соррилья, Морето и др. представители исп. драмы "золотого века". Вскоре после смерти В. К. исп. правительство начало репрессии  против т-ра и запретило его пьесы. В 18  в.  представители  классицизма  повели борьбу против  нар.  драматургии  В.  К.,  выходящей  за  рамки  канонов классицизма. Пьесы В. К. появлялись на исп. сцене в  обработке,  далекой от подлинника. Возрождение интереса к  драматургии  В.  К.  относится  к эпохе романтизма, однако  многие  романтики  отдавали  предпочтение  его младшему современнику Кальдерону. В  19  в.  пьесы  В.  К.  ставились  в Испании  сравнительно  редко  и  чаще  всего  в  ремесленной  обработке. Пропаганда творчества В. К. начинается в Испании  после  1931.  Особенно много  сделал  для  этого  драматург  Ф.  Гарсиа  Лорка,  поставивший  в руководимом  им  передовом  студенческом  т-ре  "Ла  Баррака"  "Овечий источник", "Дурочку" и др. В период гражд. войны в Мадриде  был  показан "Овечий  источник",  находившийся  в  старой  Испании  фактически  под запретом. За пределами Испании пьесы В. К. шли сравнительно  редко.  Исключение составляет Россия, где пьесы В. К. появляются во 2-й половине  19  в.  В 1876 на сцене Малого т-ра был пост. "Овечий источник" в переводе  С.  А. Юрьева с М. Н. Ермоловой в роли Лаурен-сии.  Спектакль  благодаря  своей тираноборческой направленности был воспринят  демократич.  зрителем  как большое обществ, событие. После нескольких  представлений  он  был  снят цензурой. В 1877 Малый т-р показал пьесу "Лучший алькальд -  король".  В 1886 пост. с участием Ермоловой, А. П. Ленского и А.  И.  Южина  "Звезда Севильи". Спектакль, в к-ром звучали антитиранич. мотивы,  имел  большое прогрессивное значение. В  1893  Малый  т-р  показал  "Собаку  на  сене" ("Собака садовника"; Диана - Леш-ковская, Теодоро - Ильинский).  Комедия в  течение  многих  лет  сохранялась  в  репертуаре  т-ра.  На  сцене Александрийского т-ра она была пост. в 1891 (Диана-  Савина,  Тристан  - Варламов). В 1893 труппой Александрийского т-ра на  сцене  Михайловского т-ра была пост. комедия "Сети Фенизы" (с участием Давыдова и Варламова). Интерес к творчеству В. К. еще более  возрос  в  нашей  стране  после Октябрьской революции. В 1919  К.  А.  Марджанишвили  (Марджанов)  пост. "Овечий источник" на сцене Киевского т-ра (Лауренсия - Юренева). Спектакль был горячо воспринят красноармейцами и рабочими - зрителями революционного Киева. В 1922 Марджанишвили пост. ту же пьесу в ТОилиси, на сцене Т-ра им. Руставели. Спектакль этот заложил основу сов. груз. театр. иск-ва. "Овечий источник" и в дальнейшем ставился на сценах сов. т-ров: Т-р им. Франко, Киев (1923-24), Башкирский т-р, Уфа  (1930), Т-р им. Хамзы, Ташкент (1931), Т-р им. Сталина,  Ашхабад  (1935),  Моск. т-р Революции (1938), Осетинский т-р, Дзауджикау (1953) и др.  На  сюжет "Овечьего  источника"  сов.  композиторами  были  написаны  балеты: "Лауренсия" Крейна (1939, Ленинградский т-р оперы и балета  им.  Кирова, Лауренсия - Дудинская, Фрондозо - Чабукиани; 1948, Т-р  оперы  и  балета им. Палиашвили, ТОилиси, Лауренсия - Цигнадзе,  Фрондозо  -  Чабу-киани; 1956,  Большой  т-р,  Лауренсия  -  Плисецкая,  Фрондозо  -  Чабукиани. Постановщик  этих  спектаклей-Чабукиани)  и  "Дочь  Кастилии"  Василенко (1955, Моск. т-р им. Станиславского и Немировича-Дан-ченко, Лауренсия  - Власова). Среди пост. комедий В. К. на советской сцене: "Собака на сене" (1936, Ленингр. т-р Комедии, Диана - Гошева, 1937, Моск. т-р  Революции, Диана - Бабанова), "Вален-сианская вдова" (1939, Ленингр.  т-р  Комедии, Леа-нарда-Юнгер;  1940,  Моск.  т-р  им.   Ленинского   комсомола, Леанарда-Гиацинтова), "Учитель танцев* (1946,  ЦТСА,  Альдемаро-Зельдин, Фелисиана - Добр-жанская), "Чудеса пренебрежения" (1946, Моск. т-р драмы и комедии), "Девушка с кувшином" (1949, Моск. драм. т-р) и др. Соч.: Obras..., v. I--XIII, nueva edicion, publ. por la Real Academia Espanola,  Madrid,  1916-30;  в  рус.  пер.-  Избранные  драматич. произведения, под ред. Н. Любимова, т. 1-2, М., 1954. Лит.: Rennert Н. А. у Castro A., Vida  de  Lope  de  Vega(1562-1635), Madrid, 1919; Sen e v i ] 1  R.  The  dramatic  art  of  Lope  de  Vega, Berkeley, 1918; Meriende z-y-P e 1 а у о M." Estudios sobre el teatro de Lope de Vega, v. 1-6, Madrid, 1949; КржевскийБ. А., Творчество  Лопе  де Вега, в сб.: Культура Испании, fM.J, изд. АН СССР, 1940; Д e p ж а-в и н К. Н., Драматургия Лопе де Вега (Вступ. статья), в изд.: Лопе  де  Вега, Избранные  драматические  произведения,  т.  1,  М.,  1954;  Игнатове., Испанский  театр  XVI-   XVII   веков,   М.-Л.,   1939;   История западноевропейского театра, под общей ред. С. С. Мокульского, т. 1,  М., 1956; П л а в-скин 3., Лопе де Вега, Л.-М., 1960. А. Шт.