ВЕБЕР
										ВЕБЕР (Weber), Карл Мариа фон (18.  XI.  1786,  Эйтин,-  5.VI.  1826, Лондон) - немецкий композитор и дирижер. Основоположник  нем.  романтич. оперы. Родился в семье провинц. оперного капельмейстера и  антрепренера; мать В. была певицей. Музыке обучался у М. Гайдна и  Г.  И.  Фоглера.  С 1804 В.- капельмейстер оперного т-ра в Бреславле. Служил  при  дворах  в Карлс-руэ и  Штутгарте  (1806-10),  концертировал  в  различных  городах Германии; в 1813- 1816 В.- дирижер оперного т-ра в Праге. С 1817  жил  и работал в Дрездене; был руководителем и дирижером Нем.  оперы;  выступал как муз. критик. В. возглавил борьбу за развитие нем.  оперного  иск-ва, дооивал-ся высокого художеств. уровня  исполнения  опер  Моцарта,  оперы "Фиделио" Бетховена и др.  В  то  же  время  он  пропагандировал  лучшие образцы опер франц. композиторов. Интерес к т-ру и раннее  знакомство  с ним оказали большое влияние на творчество В.  Первая  опера  (зингшпиль) "Сила любви и вина" была им написана в  возрасте  14  лет  (рукопись  не сохранилась). Далее последовали: зингшпили "Немая лесная девушка" (1800, Фрейберг), "Петер Шмоль  и  его  соседи"  (1803,  Аугсбург),  "Рюбецаль" (1805, не-оконч.), романтич. опера "Сильвана" (переработка "Немой лесной девушки", 1810, Франкфурт-на-Майне), комич.  опера  "Абу  Гасан"  (1811, Мюнхен). Значение этих опер  было  преходящим,  но  их  отдельные  черты предвосхищали зрелый оперный стиль композитора.  В  20-е  годы  В.  были созданы наиболее  значительные  оперы:  "Вольный  стрелок"  ("Фрейшютц", либр.  Ф.  Кинда  на  осн.  "Книги  призраков"  А.  Апеля,  1821,  т-р "Шаушпильхауз", Берлин), "Эврианта"  (либр.  Хельмины  фон  Хези,  1823, "Кернтнертортеатр", Вена), "Оберон" (либр. Д.  Планше  по  поэме  К.  М. Виланда, 1826, "Ковент-Гарден", Лондон). Кроме опер,  В.  написал  также музыку к 9 драматич. пьесам, в т. ч. к "Турандот" Гоцци- Шиллера (1809), "Прециозе" Вольфа (1821) и др. Перу В. принадлежит мн. вокальных  и  др. соч., в т. ч. сб. патриотич. песен "Лира и  меч"  на  стихи  Т.  Кернера (1814), симфонии, инструмент. концерты, сонаты для фп. и др. В. - представитель прогрессивного направления в романтизме. В сюжетах его опер отражены мотивы нар.-поэтич. творчества, музыка связана с  нар. песенным и танцев ал ьно-инстру мент. иск-вом. Наиболее  известна  опера В. "Вольный стрелок". Романтическая по характеру, колориту  и  трактовке основных  персонажей,  насыщенная  элементами  мрачной  фантастики,  она вместе  с  тем  содержит  ярко  выраженные  реалистич.  тенденции, проявляющиеся в жизненной  правдивости  нар.-бытовых  сцен  и  отдельных образов. "Вольный стрелок" завоевал огромную популярность (хоры из оперы стали  нар.  песнями).  Появление  этого  произв.  ознаменовало  начало активной борьбы за  национально-самобытный  нем.  муз.  театр.  В  опере использованы характерные черты нем. нац. жанра  зингшпиля;  композитором уделяется особое внимание муз. драматургии. Новый тип оперы  был  создан В. в "Эврианте" - большой героич. опере на типичный для нем.  романтиков средневековый  рыцарский  сюжет.  Неудачное  либретто,   отмеченное отвлеченным морализированием, идеализацией прошлого и  нек-рыми  чертами мистицизма,повредило успеху оперы. Для муз. стиля "Эврианты" характерны: развитый  мелодич.  речитатив,  последовательное  применение  принципа лейтмотива. "Эврианта" В. оказала влияние на оперное  творчество  Шумана ("Геновева") и Вагнера ("Тангейзер", "Лоэнгрин" и др.). Последняя  опера В.  "Оберон"  отличается  светлым  колоритом  и  тонко  передает  поэзию природы. В.- мастер оркестровки; особенно красочен оркестр В. в  оперных увертюрах, программных по содержанию. Муз. черты и принципы  драматургии мн. опер В. и особенно оперы "Вольный стрелок" отразились в нем. оперном иск-ве,  а  также  в  "Вильгельме  Телле"  Россини,  "Роберте-дьяволе" Мейербера, "Аскольдовой могиле" Верстовского и др. Простота и народность оперы В. определили новые требования  к  исполнителям  и  постановщикам. Однако в отд. пост. "Вольного стрелка" не сохранялся полностью авторский замысел.  Режиссеры  нек-рых  т-ров  стремились  к  внешней  помпезности спектакля или же к грубому натурализму (напр., постановка оперы в Париже в т-ре "Одеон", 1824). Против искажений оперы В. энергично  протестовали передовые музыканты (в т. ч. Вагнер и Берлиоз). В России опера  шла  под назв. "Волшебный стрелок" в исполнении как итал.,  так  и  рус.  оперных трупп. Восторженно встреченная публикой, она вызвала высокую  оценку  со стороны Серова и Чайковского. Лучшие традиции исполнения опер В. создали певицы В. Шредер-Дев-риент, Ж. Линд, Г. Зонтаг,  певцы  И.  Тихачек,  А. Ни-ман, Ф. Бец и др. Л и т. соч.: Samtliche Schriften, kritische Ausgabe  von  G.  Kaiser, Lpz., 1921; в рус. пер.-Автобиографический набросок, "Советская музыка", 1936, .ј 12; Жизнь музыканта. Глава из  неоконченного  романа,  там  же, 1935, ј 7-8, 10. Лит.: Коломийцев В., Карл Мария фон Вебер.  К  столетию  со  дня  его смерти, Л., 1927; Кузнецовы К. и  В.,  Народные  элементы  в  творчестве Вебера,  "Советская  музыка",  1936,  ј  12;  Ферма  н  В.,  Немецкая романтическая   опера,   там   же,   .ј    6;    Л    a    Mapa, Музыкально-характеристические этюды, т. 1, М-, 1886; Чайковский  П.  И., Музыкально-критические статьи. М-, 1953;СаккеттиЛ.Л., Значение Вебера  в современной оперной музыке, "Русская музыкальная  газета",  1913,  ј  2, 4-7; К"р е м л е в Ю., Карл Мария Вебер, "Советская музыка", 1955, ј 11; Weber M.  M.  von,  Carl  Maria  von  Weber.  Ein  Lebensbild,  Bd  1-3, [Lpz.],1864-66; Reissmann A., Carl Maria von Weber. Sein Leben und seine  Werke,  B., 1886; S с h n о о r H., Weber auf  dem  Welttheater,  3  Aufl.,  Dresd.. 1943; M o se r H., Carl Maria von Weber, Lpz., 1955. Г. Кр.