О проекте | Помощь    
   
 
   Энциклопедия Компьютеры Финансы Психология Право Философия   
Культура Медицина Педагогика Физика Спорт Спорт
 
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я
 
Га Гб Гв Гг Гд Ге Гж Гз Ги Гй Гк Гл Гм Гн Го Гп Гр Гс Гт Гу Гф Гх Гц Гч Гш Гщ Гъ Гы Гь Гэ Гю Гя
 

ГРЕМИСЛАВСКИЕ

ГРЕМИСЛАВСКИЕ - русские советские театральные гримеры-художники. Яков Иванович (29.IV.1864-22.VII.1941) - Герой Труда, сын гримера Малого т-ра И. Я. Иванова, происходившего из крепостных крестьян. С 1881 служил в Малом т-ре. M a-р и я Алексеевы а-(26.1. 1870-15.1.1950) - жена Якова Ивановича, дочь капельдинера Большого т-ра. С 1888 Г. работали с К. С. Станиславским в Об-веиск-ва и лит-ры, затем (с 1898 до конца жизни) в МХАТе. По свидетельству К. С. Станиславского, "Якову Ивановичу Гремис-лавскому суждено было сыграть большую роль в театре и поставить свое искусство на ту высоту, которая заставила удивляться его работе Европу и Америку" (Станиславский К. С., Моя жизнь в искусстве, 1948, с. 56). Г. значительно реформировали технику грима, помогали актерам находить внешний облик персонажа, соответствующий внутр. содержанию роли и общему решению спектакля. Они были первыми гримерами-художниками, выступавшими творч. сотрудниками режиссера и художника. Среди лучших работ Г. - гримы к пост. пьес "Горе от ума"; "Царь Федор Иоаннович" А. К. Толстого, пьес Чехова, Горького, Шекспира, виртуозный грим Анатемы-Качалова (о. п. Андреева), в сов. время: гримы к спектаклям "Бронепоезд 14-69", "Любовь Яровая", "Гроза", "Враги". Г. подготовили значит, группу гримеров-художников, работающих в т-рах СССР. Иван Яковлевич [13(25).П.1886-25.Ш.1954]- русский советский театральный художник. Сын Якова Ивановича. Засл. деят. иск-в РСФСР (1938). В 1910 окончил Моск. уч-ще живописи, ваяния и зодчества, затем совершенствовался в Париже. С 1912 работал в 1-й Студии МХТ и одновременно в МХТ. В 1913 зачислен в МХТ художником. С 1926 Г. был зав. постановочной частью МХАТа. Оформил здесь спектакли; "Сестры Жерар" Масса (1927, совм. с В. А. Симовыми А. В. Щусевым), "Мертвые души" (1932, совм. с В. А. Симовым и В. В. Дмитриевым), "Таланты и поклонники" (1933, совм. с Н. П. Крымовым), "Идеальный муж" Уайльда (1946), "Русский вопрос" (1947). Г. перестроил деятельность постановочной части МХАТа, ввел новые формы работы художника и постановочной части. Преобразования, осуществленные Г. в этой области, способствовали перестройке постановочных частей др. т-ров. В 1942 Г. организовал и возглавил первую в СССР сценическую экспериментальную лабораторию при МХАТе, к-рая способствовала разработке новой технологии, собиранию и обобщению опыта театров, распространению в сов. т-ре наиболее прогрессивных методов оформления спектакля. В 1943 по инициативе Г. был создан первый в СССР постановочный -т при школе-студии им. . И. Немировича-Данчен-ко, готовящий художников-технологов сцены, зав. постановочной частью. Г. руководил этим ф-том до 1954. Преподавал также композицию на театр. отделениях Ин-та им. Сурикова и Художеств. уч-ща "Имени 1905 года". Г. - автор ряда трудов по вопросам теории и практики работы художника т-ра, технологии театральной живописи, организации работы постановочной части. 5* Соч.: Режиссеры и художники МХАТ, "Искусство", 1938, ј 6; Организация постановочной части в театре,Л.- М., 1940; Техника театральной живописи, Л.-М., 1940" и 1952; Крепление и соединение частей декорации, М.,1947;Теа-тральный парикмахер, М., 1947*, Композиция сценического пространства в творчестве В. Симова, М., 1953; К истории постановки "Трех сестер", в кн.: Ежегодник МХАТ, М., 1943; Борис Иванович Волков, М., 1958 (совместное Ф. Сыр-киной). рр 3,